Требования к стулу для школьника

Мебель для школьников должна иметь не только яркий и оригинальный дизайн, но и отличаться практичностью и функциональностью.

Стул используется для подготовки уроков, занятий творчеством,  чтения или игр, а потому при выборе необходимо учитывать множество критериев.

К ним можно отнести:

  1. Удобство использования. Во время сидения школьник должен ощущать себя комфортно. При этом важно, чтобы спина находилась в анатомически правильном положении, а ноги располагались на полу или на специальной опоре.
  2. Прочность. Конструкция стула должна быть устойчивой и надежной, каркас обычно выполняется из стали или алюминия. При наличии колесиков потребуются фиксаторы, минимизирующие возможность возникновения травм.
  3. Легкость в уходе. Рекомендуется заранее позаботиться о покупке материала, который будет легко очищаться от загрязнений. В ином случае стоит приобрести съемные чехлы, которые впоследствии можно будет постирать.
  4. Безопасность. Для обеспечения безопасности выбираются стулья, изготовленные из экологически чистых материалов. Предпочтение отдается натуральным вариантам с использованием металла, дерева и пр.

Современные модели и разновидности стула для школьника

Существует множество вариаций мебели, отличающейся функциональными возможностями и особенностями работы с осанкой. Наиболее популярными вариантами считаются следующие.

 «Растущий» стул

Это вариант мебели-трансформера, у которой можно изменять высоту и размер по мере роста школьника. Такой формат обычно выбирается при небольшом бюджете, так как модель приобретается на вырост, что позволяет в дальнейшем сэкономить деньги и при этом обеспечить ребенка комфортными условиями для занятий.

«Растущий» стул имеет длительный срок эксплуатации, ввиду того что встроенный подъемный механизм используется раз в полгода-год.

Важно учитывать, что производители обычно предлагают модели с ограничителями, поэтому стул-трансформер подойдет для детей ростом более 120 см.

Ортопедическое кресло

Эта разновидность относится к числу жестких конструкций, предназначенных для твердой фиксации головы ребенка. В качестве дополнительных элементов используются держатели по бокам и подголовник. Такое кресло обладает частичным ортопедическим эффектом, и, несмотря на широкую распространенность данного варианта, он не рекомендуется для приобретения.

Модели такого типа нельзя использовать в течение длительного времени, особенно первоклассникам. Они приобретаются по медицинским показаниям при наличии сколиоза и прочих проблем опорно-двигательного аппарата.

Коленный стул

Специфика этого стула состоит в том, что опора ребенка  приходится на колени. Такая модель позволяет сохранить естественное положение позвоночника и минимизировать нагрузку, приходящуюся на спину. Позвоночник напрягается меньше за счет того, что спинка стула наклоняется вперед, а нагрузка приходится на коленные суставы.

Коленный стул регулируется в зависимости от роста и веса ребенка, благодаря чему его можно приобрести для первоклассника и использовать до окончания школы. Этот вариант рекомендуется к приобретению, так как считается одним из наиболее удобных и безопасных.

Ортопедический стул

Эта модель состоит из спинки анатомической формы, повторяющей все изгибы позвоночника. Основа жесткая, с маятниковыми опорами, что позволяет минимизировать напряжение мышц.

Сидение у ортопедического стула мягкое и со скошенным передним краем, что предотвращает вероятность сжатия кровеносных сосудов под коленями.

Такие модели обычно имеют механизм регулирования высоты, благодаря чему «растут» вместе с ребенком.

Эргономичный стул

Эргономичные конструкции появились на рынке не так давно, но при этом уже имеют большое разнообразие моделей.

Их характерной особенностью является особая конструкция, которая предполагает учет анатомического строения школьника и присутствие регулируемых механизмов.

Эргономичный стул имеет съемные подлокотники, предназначенные для снятия нагрузки с плечевого отдела, и подголовник, поддерживающий шею.

Наиболее популярными моделями эргономичного стула можно назвать следующие варианты.

Седло


Это одна из наиболее удобных и эргономичных моделей. В этом случае мышцы на спине и связки не напрягаются, но при этом сохраняется естественное для осанки положение. Такие модели обычно оснащаются спинкой, обеспечивающей дополнительный комфорт.

Сидя-стоя


Эти кресла предполагают, что ноги будут почти полностью выпрямлены, одновременно с этим область таза и поясницы фиксируется в одном положении. Это исключает асимметричность и позволяет занять удобную позу. Такие модели подходят для учеников старших классов.


Баланс


В этом случае сидение стула находится на точке опоры в состоянии балансирования. Чтобы на нем удержаться, школьник должен найти положение баланса. Этот процесс хорошо сказывается на состоянии позвоночника и позволяет тренировать мышцы спины.

Критерии выбора стула для учёбы

При выборе подходящей конструкции необходимо учитывать множество факторов, касающихся материала изготовления, безопасности, функциональности и т.д.

Основными критериями выбора стула становятся следующие моменты.

Материал

Материал для изготовления должен быть не только эстетичным и удобным, но и практичным.

Чаще всего выбор происходит среди следующих вариантов:

Натуральная кожа

Материал не часто встречается для обивки мебели ввиду своей дороговизны и относительно короткого срока эксплуатации. Ему требуется бережное обращение, в противном случае натуральная кожа теряет привлекательный вид.

Дерево

Это экологичный и безопасный материал, не имеющий сложностей в уходе. Недостатком такого варианта можно назвать жесткость и тяжесть конструкции, которую ребенку сложно передвигать самостоятельно. Для деревянного стула может потребоваться использование дополнительных подушек, обеспечивающих комфорт при сидении.

Текстиль

Этот вариант считается наиболее распространенным ввиду своей ценовой доступности. Он отличается легкостью в уходе благодаря быстрому очищению от разных загрязнений и не требует дополнительных подушек для мягкости. Кроме того, такие модели нередко имеют съемные чехлы, которые можно стирать.

Подлокотники

Если стул приобретается для занятий чтением, творчеством или для выполнения домашней работы, руки школьника будут находиться на столешнице. В этом случае ему не потребуется дополнительная поддержка локтя с помощью подлокотников. Если ученик будет облокачиваться на подставки, нарушается правильное положение позвоночника, что создает лишнюю нагрузку.

Также проблемным считается положение, при котором ребенок опирается на один локоть. Это создает нагрузку на спинные мышцы, что в будущем может привести к ухудшению осанки. Подлокотники, таким образом, зачастую становятся излишним дополнением и не рекомендуются к использованию.

Если же речь идет о кресле для компьютерного стола, подлокотники будут необходимы. Это связано с тем, что стол имеет выдвижную подставку под клавиатуру. Когда она используется, руки человека находятся в воздухе, что ухудшает работу и замедляет деятельность. Рекомендуется приобретать модели стульев со съемными подлокотниками. Тогда их можно будет использовать как при работе за компьютерным столом, так и у письменного стола.

 

Колёсики

Для детей младшего школьного возраста приобретение колёсиков не рекомендуется ввиду того, что они будут отвлекать ребенка от учебы. Если стул покупается «на вырост», конструкция должна быть оснащена как минимум пятью колесами, которые можно будет зафиксировать в одном положении. Это обеспечит дополнительную безопасность и поможет упростить занятия школьника в будущем.

Блокировка колёсиков может быть механической или автоматической. Первый вариант требует ручной работы и выполняется родителями, второй срабатывает, если вес человека более 30 кг.

Спинка

Спинка — залог правильной посадки школьника, обеспечивающий фиксацию удобной позы. Существует несколько вариаций спинок:

Цельная

Такие модели характеризуются способностью повторять изгибы спины, за счет чего позвоночник поддерживается в правильной позе. Может находиться в конструкциях маятникового типа, сохраняя подвижность позвоночника.

Конструкции с валиками

Это дополнительная опция, позволяющая анатомически правильно разместить позвоночник на стуле. Присутствуют дополнительные точки опоры, снимающие нагрузку со спины.

Двойная

Эта спинка формируется из двух элементов с нефиксированным положением. Таким образом, ученик может принять удобную позу, пребывая в «корсете», регулируемом под его размеры.

Сидение

Форма сидения должна быть ровной и с закругленными краями в области колен. Это позволяет обеспечить свободную циркуляцию крови, не пережимая сосуды. Глубина сидения должна позволять полностью разместить бедро на стуле.

Высота

Высота — один из важных настраиваемых параметров, корректируемых в соответствии с возрастом и ростом школьника. Так, например, для ученика первого класса не подойдет офисное кресло даже при возможности регулирования высоты, а подростку будет некомфортно на детской модели стула-трансформера.

Для первоклассников, рост которых обычно составляет 110-120 см, приобретаются стулья высотой около 30 см, для роста 120-130 см — 33-36 см, 130-140 см — 36-39 см. Однако лучше всего проверять параметры на практике: посадив ученика за стул. Если высота будет подходящей, ступни будут находиться на полу, а колени располагаться под прямым углом. Если угол острый, потребуется модель повыше.

Безопасность

Степень безопасности оценивается в соответствии с устойчивостью конструкции, отсутствием необработанных деталей, торчащих предметов в виде ниток, гвоздей и т.д. Кроме того, на безопасность влияет наличие фиксаторов для колёсиков, которые считаются необходимыми для детей младшего школьного возраста.

Как правильно выбрать стул ребенку

Существует несколько важных моментов, на которые следует обращать внимание при выборе стула:

  • края обязательно должны быть скошенными и не давить под коленями;
  • стопы должны полностью касаться пола, при этом допускается приобретение моделей с подножками или подставками;
  • верхний край спинки должен располагаться в районе середины лопаток или несколько выше;
  • если кресло придвигается к столу, руки сидящего человека располагаются на столе под прямым углом.

Больше советов о том, как выбрать стул ребенку, в следующем видео:

А можно ли обойтись без стула

Существует специальный вариант ученической мебели — конторка Базарного. Эта конструкция предполагает работу за столом в положении стоя, за счет чего отпадает необходимость приобретения стула. Такой формат позволяет поддерживать физиологический и эргономический режим, увеличивает концентрацию внимания, тренирует мышцы ног и спины.

Сидячая нагрузка считается более тяжелой для позвоночника. Конторка Базарного, за счет обучения в положении стоя, задействует различные группы мышц, обеспечивая естественную нагрузку на поясницу и равномерную нагрузку на позвоночник.

Коротко о самом главном

  1. При выборе дополнительного функционала стула рекомендуется приобретать модель со съемными подлокотниками. Такая конструкция будет универсальной и может использоваться как для компьютерного стола, так и для письменного стола.
  2. Механизм блокировки колёсиков — важный атрибут для любого стула. Его использование считается необходимым в случае, если стул приобретается для детей младшего школьного возраста или покупается «на вырост».
  3. Дети быстро растут, из-за чего мебель приходится постоянно менять. В целях экономии можно приобрести стул с возможностью регулирования высоты, который будет «расти» вместе со школьником.
  4. Простота ухода — значимый критерий при подборе модели. Рекомендуется приобретать стулья, обитые текстилем, так как их проще всего очищать от пятен. Лучше всего приобрести съемные чехлы, которые можно будет стирать по мере загрязнения.